Когда вашему ребёнку нужен репетитор?
Немногие задумываются о том, что частное репетиторство является очень древней практикой. Наверняка, каждый студент философии знает, что Сократ был наставником Платона, который, в свою очередь, обучал Аристотеля, а Аристотель был учителем молодого Александра Македонского. Древние римляне также ценили частное обучение, как и древние греки. На протяжении многих веков репетиторство является самым эффективным способом поддерживать обучение ребенка, привлекая не только академического специалиста, но также наставника и ролевую модель в одном лице.
В наши дни репетиторство не утратило своей популярности. По данным различных источников, около четверти детей школьного возраста занимаются с репетиторами на каком-либо этапе обучения. Большинство детей пользуются услугами репетиторов в преддверии важных тестов или вступительных экзаменов в школы и университеты.
Несмотря на такие данные, достаточно и критики в адрес репетиторства. Родители не всегда готовы нести дополнительные затраты на индивидуальное обучение своих чад, опираются на собственный опыт обучения и сдачи экзаменов без репетиторов, доверяют школьному обучению, как достаточному. Часто потребность в репетиторе ставится под сомнение из-за излишней загруженности ребенка дополнительными спортивными и творческими занятиями.
Тем не менее, стоит говорить о том, что репетиторство может быть серьезным ресурсом для ребенка, помогая ему не только академически, но и развивая уверенность в себе, вдохновляя на успех и снижая уровень стресса. С другой стороны, такая форма обучения подходит не всем детям. В некоторых случаях оно может пагубно отразиться на успеваемости ребенка, особенно, если у него элементарно нет времени просто, чтобы отдохнуть и расслабиться.
Часто родителям действительно сложно решить, стоит ли им привлекать специалиста или обойтись имеющейся школьной программой и ресурсами. Давайте вместе рассмотрим различные ситуации обучения и попробуем определить плюсы и минусы взаимодействия с репетитором.
В каких же случаях репетитор может оказаться полезным, а иногда просто необходимым?
1. Репетитор нужен, чтобы предотвратить или остановить отставание от школьной программы.
Эта ситуация может возникнуть на любом этапе обучения. Причины могут быть самые разные, длительное отсутствие ребенка в школе в связи с болезнью, конфликт с учителем, недостаточное внимание к ребенку, сложности в усвоении материала, связанные с личными особенностями учащегося и многое другое. В некоторых случаях, при особенно сложной программе, конфликтной ситуации в классе либо в других ситуациях могут начать отставать даже самые способные дети.
Один пробел в знаниях ведет за собой другой пробел, и такая растущая проблема становится похожей на снежный ком и может в какой-то момент стать катастрофической. Отставание опасно также потому, что влечет за собой целый ряд психологических проблем в виде апатии, равнодушия, плохого поведения, нежелания идти в школу. Дополнительная проблема заключается в том, что ребенок может получить негласный статус неуспешного, и это может повлиять на его дальнейшее восприятие в коллективе как учителями, так и одноклассниками.
Хорошим выходом в этом случае является привлечение индивидуального преподавателя. Грамотный специалист сможет за короткое время выделить проблемные моменты в процессе обучения, поможет заполнить имеющиеся пробелы и предотвратить новые. Такая «скорая помощь» может включать, как и стандартное повторение и объяснение прошлых и нынешних тем, так и разработку индивидуальных правил повторения, запоминания и т.д.
Как понять, что ваш ребенок начал отставать от программы? Если ваш учитель уже несколько раз сообщил, что домашняя работа была выполнена неудовлетворительно или ребенок начал сам жаловаться на трудности с темами в классе, стоит присмотреться к его потребностям внимательнее — скорее всего, ему требуется дополнительная поддержка.
2. Репетитор нужен чтобы оказать ребенку профессиональную помощь при подготовке к вступительным экзаменам
ЦТ, ЕГЭ, экзамены и интервью для поступления в различные учебные заведения – серьезное испытание для ребенка. Чтобы выдержать это испытание и добиться заветной цели, к сожалению, недостаточно быть просто «сильным», умным и успешным учеником, важную долю успеха составляет знание так называемой «экзаменационной техники». Выполнение тестов зачастую требует определенной натренированности, навыка. В работе с текстами нужно провести грамотный анализ, провести параллели, правильно структурировать свой ответ.
Все это в ограниченное количество времени и в стрессовой атмосфере (см. материал "Готовимся к ЦТ").
Опытный преподаватель имеет за плечами сотни и даже тысячи часов занятий с такими кандидатами — он вооружит вашего ребенка набором техник и методов, которые помогут ему сэкономить время и получить дополнительные баллы, предоставив ответы, которые соответствуют самым взыскательным ожиданиям приемной комиссии.
Помимо этого, такой специалист прекрасно осведомлен о литературе, которая поможет в подготовке и может посоветовать нужный учебник или сборник упражнений, подробно расскажет о регистрационном процессе, требованиях, сроках и о секретах успеха тех его учеников, которые поступили в желаемую школу или вуз с его помощью. Дополнительно преподаватель окажет психологическую помощь и даст необходимые рекомендации по поведению во время экзамена. В таких случаях репетитор станет неоценимым помощником не только детям, но и родителям.
3. Репетитор нужен чтобы обеспечить ребенку персонального наставника
Эта ситуация может иметь два варианта.
В первом случае – ребенок имеет определенные ограничения для хорошей успеваемости в обычной школе. Это могут быть различные физические и психологические характеристики, которые не позволяют ребенку обучаться в заданном темпе. В этом случае дополнительное сопровождение ребенка репетитором позволяет ему максимально усваивать школьную программу и не отставать от сверстников. В отличие от рассмотренной нами ситуации временного отставания, эта может быть достаточно продолжительной по времени, иногда даже сопоставимой с длительностью всего процесса обучения.
Второй случай прямо противоположен первому. Ребенок успешен и более того, проявляет интерес к конкретным предметам. В этом случае, для углубленного изучения и для поддержания интереса ребенка уместно найти прогрессивного, творческого специалиста, не обязательно в рамках школьной программы. Он может предоставить ребенку информацию, которую тот не получит от школьного учителя поскольку его не ограничивают рамки школьной программы. Если ваш ребенок хочет по-настоящему изучить отдельный предмет, репетитор — тот самый человек, который может в этом помочь, правильно направляя ребенка. Например, ваш ребенок проявляет интерес к физике и астрономии — почему бы не нанять ему учителя астрофизики, который проводит исследования в этой теме? Если ваше чадо без ума от произведений Джейн Остин, почему бы не организовать ему занятия, по литературе 19 века? Если вы видите в нем такие интересы, их нужно обязательно поощрять и вдохновлять, возможно, вы растите следующего Нобелевского лауреата или обладателя престижной литературной премии.
К тому же общение с незаурядной, заинтересованной личностью дает ребенку дополнительные мировоззренческие возможности.
4. Репетитор нужен, чтобы просто облегчить жизнь и сберечь нервы
Общеизвестный факт, что дети спорят со своими родителями, капризничают и не всегда готовы подчиняться. Это зачастую касается выполнения домашних заданий. Репетитор — не член семьи. Ребенок подсознательно выбирает с ним иной формат общения, скорее всего он не будет так же яростно протестовать перед посторонним человеком. Проще говоря, учитель нейтрализует давление, а вы, вместо уговоров и криков с учебниками в руках, сможете наслаждаться спокойным общением с ребенком. Немаловажным преимуществом является также и то, что имея такого помощника, вы будете уверены, что вся домашняя работа будет выполнена ребенком в срок и без ненужных хлопот и стресса – это важно любому занятому родителю.
И так, мы рассмотрели варианты, когда ребенку целесообразно заниматься с репетитором. Но есть случаи, когда такие занятия противопоказаны и могут нанести вред ребенку. Практически всегда они связаны с индивидуальными особенностями самого ребенка или образом его жизни.
Аргументы «против»
- Ребенок болен либо физически ослаблен.
В этом случае дополнительная нагрузка в виде занятий с репетитором будет дополнительным фактором стресса для него. Надо дождаться, когда ребенок окрепнет и только тогда нагружать его дополнительными занятиями. Либо заменить процесс школьного обучения занятиями с репетитором по облегченному сценарию.
- Ребенок мало отдыхает и не поощряется за успехи.
В этом случае дополнительные занятия не принесут пользы. Уставший, перегруженный занятиями мозг ребенка не сможет воспринимать дополнительную информацию. А отсутствие похвалы за успехи снижает мотивацию к обучению, как таковому.
- Ребенок еще слишком мал и не готов к такому формату обучения.
Попытка слишком рано подтолкнуть ребенка к академическому развитию аналогична попытке заставить ваш автомобиль ехать с большей скоростью, добавив 10 дополнительных колес. Для развития когнитивных навыков и моторики детям важно играть, поэтому они не будут реагировать на большой объем информации в раннем возрасте. Даже когда они более осознанно будут подходить к обучению в возрасте 5-6 лет, преподавание должно вовлекать физическую деятельность — вместо изучения математики с ручкой и тетрадкой, гораздо эффективнее собирать лего или выполнять какие-то другие физические головоломки.
В целом, обучение маленьких детей всегда должно сопровождаться игрой, и если вы собираетесь нанять репетитора для занятий с вашим четырехлетним ребенком, удостоверьтесь, что у них имеется опыт работы именно с этой возрастной категорией. Нет ничего плохого в поиске репетитора, гувернера или няни, которые будут проводить подобные обучающие игры, но родителям все же не стоит питать больших иллюзий на то, что их ребенок обязательно достигнет больших высот в столь юном возрасте. Вся их дальнейшая школьная и университетская жизнь будет состоять из взлетов и падений, поэтому пусть дети играют, пока это возможно.
Самыми востребованными для школьников являются услуги репетиторов по математике, как довольно сложному предмету, русскому или белорусскому языкам, обязательным при сдаче ЦТ в Беларуси. Репетиторы по английскому, китайскому и другим иностранным языкам находятся в постоянном фокусе внимания. А при специальной подготовке к олимпиадам и ЦТ школьники обращаются за помощью к репетиторам по химии, физике, биологии, географии и обществоведению.
Если после прочтения этой статьи вы пришли к выводу, что репетитор нужен, приступайте к поиску. Хорошенько проанализируйте актуальную ситуацию, оцените (по мере возможности, объективно) задачи и цели своего ребенка, его сильные и слабые стороны. Не ленитесь собрать как можно больше информации, внимательно слушайте рекомендации, изучайте предложения рынка. Пусть ваш ребенок обретет наставника, который поможет ему добиться серьезных успехов и побед.