Как выучить с ребёнком таблицу умножения?
Таблица умножения, пожалуй, самый древний «программный продукт», известный людям. Быстро вычислить результат, избежав длительных расчётов и не прибегая к помощи каких- либо умных устройств – функция актуальная и полезная в повседневной жизни до сих пор. «Встраивается» эта функция, как правило, методом зазубривания. Этот метод, учитывая возраст изобретения таблицы, применяется веками. Утомительно, долго и просто скучно!
Современным детям трудно понять, зачем самому учить таблицу умножения, когда всё можно найти практически мгновенно с помощью мобильного телефона, планшета и других умных устройств. Самостоятельно ребёнок вряд ли отыщет какое-то рациональное объяснение, а тем более подходящую мотивацию к действию. Здесь ему понадобится помощь родителей. Как в поиске смысла и мотивации, так и в самом процессе изучения.
Предлагаем 10 рекомендаций, как помочь ребёнку выучить таблицу умножения.
- Найдите мотивацию. Помощь в изучении таблицы умножения начинается именно с ответа на вопрос зачем? Объясните, чем именно полезна таблица умножения, что можно делать с её помощью, в чём заключаются её волшебные свойства и как она помогает вам самим в повседневной жизни. Приведите понятные ребёнку примеры. Покажите, как просто устроена сама таблица. Ребёнок должен почувствовать, что выучить её довольно просто. Хорошо работает усвоенная мотивация: раз мои родители в детстве выучили таблицу умножения, то и я смогу. Расскажите ребёнку, как эту задачу осилили вы сами. Заинтересуйте ребёнка. Презентуйте таблицу умножения как занимательную головоломку, в которой из сочетания цифр получаются числа. Сформируйте в восприятии малыша ощущение значимости и престижности факта знания таблицы. Пусть это станет для него элементом личного достижения. Здесь уместна мотивация: я победил таблицу умножения! Есть чем гордиться. Могу научить друзей.
- Откройте ребёнку «секреты» таблицы. Умножение на единицу не изменяет число, оно остаётся тем же, что и было. Умножить на 10, значит, приписать после начальной цифры ноль – и всё готово. Всё, что умноженное на 5 (и 5 умноженное на всё) заканчивается либо на 5, либо на 0.
- Объясните законы и принципы умножения. Если менять местами множители, результат получается одинаковый. 2 умноженное на 5 – то же самое, что 5 умноженное на 2. Совсем как в правилах перемены мест слагаемых, которые знает каждый первоклассник! А сложение двух или трёх одинаковых чисел – даёт тот же результат, что и умножение на два или три.
- Посвятите день лёгким задачам. Дважды два – четыре. Пятью пять – двадцать пять. Шесть на четыре – двадцать четыре. Шестью шесть – тридцать шесть. Шестью восемь – сорок восемь. Послушайте всем известную детскую песенку и посмотрите интересный мультик про умножение.
- Рассмотрите примеры из жизненных наблюдений. У собаки один хвостик. А сколько их у двух, трёх, четырёх…десяти собак? У вороны два крыла. А сколько их у двух, трёх, четырёх…десяти ворон? У кошки четыре лапы. А сколько их у двух, трёх, четырёх … десяти кошек? На руке пять пальцев. А сколько их на двух, трёх, четырёх … десяти руках? Умножайте колёса автомобиля, лепестки цветика-семицветика, порции мороженого для угощения друзей, пуговицы на рубашке. Решение всех этих забавных примеров помогут ребёнку без особых проблем и мучений запомнить практически всю таблицу умножения.
- Поиграйте в шпионов. Называйте число шифра (пароль), и запрашивайте расшифровку (отзыв). Например, пароль: 45. Отзыв: 5 на 9, 9 на 5. Демонстрируйте ребёнку свои успехи, объясняйте их тем, что вы уже знаете таблицу. Разрешите ребёнку самостоятельно сделать и какое-то время пользоваться «шпаргалками». Передавайте секретные записки с «шифром» папе, бабушке с дедушкой, старшим сёстрам и братьям. Пусть тоже попробуют найти правильную «расшифровку». Отмечайте победные ситуации, анализируйте промахи.
- Если убрать из таблицы все примеры, которые легко объяснить и легко запомнить, оказывается, что выучить (зазубрить) надо не сто, а всего 15-20 комбинаций. Как поступить с ними? Распечатайте и внимательно рассмотрите с ребёнком таблицу умножения в двух вариантах: в виде таблицы Пифагора и в форме таблицы решения примеров. Объясните в чём особенность каждого варианта, продемонстрируйте, что таблица примеров это расшифровка клеточек таблицы Пифагора. Научите ребёнка легко пользоваться таблицей Пифагора. Потренируйтесь правильно находить пересечение чисел из левой (вертикальной) и верхней (горизонтальной) строки, чтобы найти результат умножения всех простых чисел таблицы. Особенное внимание в этой тренировке уделите именно тем примерам, которые сложнее запомнить. Повторяя действие несколько раз, ребёнок сосредоточит внимание на этих примерах и запомнит необходимые числа. Можно совместить занятия по таблице с игрой в шпионов, о которой мы говорили ранее.
- Поиграйте с ребёнком в урок математики, в ходе которого он будет учителем, а вы учеником. Тема урока? Конечно же, таблица умножения! Пусть «учитель» хорошенько проверит ваши знания. Заодно и сам всё выучит.
- Учитывайте тип информационной восприимчивости, предпочтительный для вашего ребёнка. Кто он – аудиал, визуал, кинестетик, дискрет?
Для аудиалов лучшими станут те методы, где вся информация неоднократно и акцентировано проговаривается. Объяснения, примеры, стихи, песни, игра в школу с устными ответами, «шпионские» игры с передачей шифровки в центр по «рации».
Наглядные пособия – очень эффективный способ обучения для визуала. Нарисуйте примеры из таблицы на отдельных листиках и разместите в доме на видных местах. Если необходимая информация будет чаще попадаться на глаза, запомнить её будет гораздо проще. Плакаты, записки, книги, видео – ваш вариант.
Кинестетика непременно надо вовлечь в процесс на уровне активного действия. Пусть ребёнок сам сделает красочный плакат с таблицей умножения. Рисование и аппликация – самые простые приёмы. Есть ещё многие другие, которые можно применить, проявив фантазию и энтузиазм. Если творчески подойти к процессу можно создать свою собственную уникальную коллекцию таблиц Пифагора. Прорисовывая или иным способом изображая цифры и числа, ребёнок запомнит практически всё легко и с интересом.
Если ваш ребёнок склонен к дискретному восприятию информации, ему понравятся аргументированные логичные объяснения, открывающие пользу и смысл таблицы умножения. Приведите множественные примеры, демонстрирующие функцию умножения как математическую замену действию сложения. Этой части объяснения надо уделить особое внимание. Обязательно расскажите о том, что умножение – более «продвинутая» функция. А также разъясните, зачем «встраивать» её в свой личный багаж знаний. Покажите и объясните все закономерности и логические комбинации, составляющие таблицу. Наверняка, у дискретного ребёнка возникнут дополнительные вопросы. Подготовьтесь – для успеха занятий хорошо знать таблицу умножения и всё о ней (в том числе и кто такой этот Пифагор), в первую очередь, придётся именно вам. - Сделайте процесс изучения таблицы психологически комфортным для ребёнка. Детские психологи, педагоги и опытные родители советуют изучать таблицу умножения постепенно. Начинать ненавязчиво заниматься с ребёнком можно уже с шестилетнего возраста, используя простые объяснения и примеры. Школьное изучение таблицы предусмотрено во втором классе. Часто её изучение задают как самостоятельную работу на каникулах. Хорошо, если вы сможете организовать процесс изучения таблицы как элемент развлечения и игры. И очень хорошо, если ваш ребёнок будет хотя бы поверхностно знаком с таблицей умножения и ему не придётся начинать её активное изучение с чистого листа. Если вы не уверены в своих педагогических силах и возможностях, найдите подходящие видеоуроки и видеоигры (их сейчас немало в интернете). Приобретите детские книги и красочные журналы, представляющие собой тематические учебные пособия, специально написанные профессионалами с целью изучения таблицы умножения маленькими детьми. Выбор такой литературы тоже довольно обширен. Также можно найти подходящего репетитора или записать ребёнка в математический кружок.
Вопрос изучения таблицы умножения, по сути, сводится к тому, как из всех применяемых методов выбрать наиболее интересный и эффективный именно для вашего малыша и для вас как для домашнего педагога. Проявите внимание, терпение и творческий оптимизм. Желаем успеха!