Какой определить тип способностей у ребёнка?
Все люди обладают талантами. К сожалению, многие узнают о них только к весьма зрелому возрасту, когда остаётся сожалеть, что «никто не заметил и не помог развить это в моём детстве». Да, да, именно так. Наши способности остаются «незамеченными» – родителями, учителями, близкими людьми.
Чаще всего к проявлениям личности ребёнка взрослые относятся со снисходительностью. Как к баловству, игре или капризам, которые он непременно однажды «перерастёт» и станет таким же «как все нормальные люди». Детские достижения привычно измеряются успеваемостью, поведением, прилежанием, средними баллами и прочими общепринятыми нормами, параметрами и коэффициентами. А между тем психологи утверждают, что развитие врождённых способностей ребёнка намного важнее, чем безупречное соответствие общим критериям.
Ребёнок увлечённо изучает модели самолётов? Лучше всех играет в компьютерные игры? «Решает» проблемы выживания редких видов? Пишет рассказы, музыку, картины? Ставит семейные спектакли, оставляя главную роль за собой? Доказывает теоремы? Разбирает на запчасти всю технику в доме? Проводит химические опыты? Стремится помочь всем вокруг? Что интересует вашего ребёнка каждый день? Всё это непременно надо заметить, поддержать и направить в практическую сторону. Сам ребёнок в силу отсутствия жизненного опыта, представления о профессиях и законов социума эту миссию в своей жизни вряд ли осилит.
Давайте разберёмся, какие типы способностей бывают у детей?
Интеллектуальный тип
Дети интеллектуального типа способностей склонны к самостоятельности в процессах получения знаний. Любят читать сложную литературу, задают вопросы «не по возрасту», рано усваивают понятие ответственности, склонны мыслить критически, получать информацию из различных источников. Учебный процесс не вызывает у них особых затруднений. Их называют «умницами», «светлыми головами», «эрудитами». Такие ученики чрезвычайно нравятся учителям не только своими знаниями и серьёзным отношением к учёбе, но и исполнительностью, активностью, примерным поведением. Всё это проявляется при условии позитивного настроя и общего отношения к школе. Конфликты в среде сверстников, невнимание учителей и родителей может вызвать внутреннюю отстранённость. В таком варианте потенциальный отличник с блестящим интеллектом может быть троечником и лентяем. При позитивном развитии, ребёнок-интеллектуал, как правило сам определяется с тем, что ему особенно интересно, фокусируется на главном и поступательно движется к своей цели. Разносторонняя одарённость такого типа личности предполагает наличие нескольких видов хобби – прикладные исследования и точные науки, иностранные языки, творчество, спорт. Главное, чтобы хватало времени и сил.
Академический тип
Академический тип способностей в целом похож на интеллектуальный. Их даже можно перепутать, но… есть существенное отличие. «Академик» максимально сосредоточен на самом процессе обучения и его результатах. В отличие от эрудита-интеллектуала, легко преобразующего полученные знания в собственные теории и трактовки, «академик» накапливает и хранит знания как капитал, ни на йоту не отклоняясь от основ. Наибольший интерес проявляют к наукам исключительно фундаментальным. Именно таких детей называют «ходячими энциклопедиями», именно они чаще всего становятся победителями олимпиад и золотыми медалистами. Им необходимо не столько личное внимание, сколько задокументированное подтверждение их «академического» статуса. Выбрать хобби для такого ребёнка непросто. Сам он особо не стремится проявлять инициативу, да и к очередной олимпиаде надо готовиться. Его вряд ли заинтересует спорт, рукоделия или активное творчество. А вот изучение языков и кулинария может понравиться. Интересными и точно полезными будут занятия музыкой, фотографией, живописью.
Творческий тип
Творческий тип способностей проявляется в самом раннем возрасте и сам по себе очевиден. Ребёнок постоянно что-то творит – лепит, вырезает, рисует, раскрашивает, напевает, наигрывает, представляет, придумывает, рифмует, воображает… Вопросов с творческим хобби практически не возникает, выбор направлений и возможностей впечатляет. Правильно вобранное направление впоследствии может стать профессией и привести к успеху. А вот общее образование часто приходится осваивать если не с трудом, то с усилиями. Дети творческого типа некомфортно ощущают себя в стандартном учебном процессе. Особенности их восприятия в большей степени тяготеют к языку яркой визуализации, сравнениям, метафорам, максимальной личной вовлечённости. Это можно обеспечить с помощью дополнительного или основного индивидуального обучения по школьным предметам. Очень важны понимание и поддержка в среде учителей и одноклассников.
Креативный тип
Креативный тип способностей наименее понятен и родителям, и учителям, и самому ребёнку. Стандартные школьные программы не содействуют проявлению креативных способностей. Развитый интеллект, хорошее логическое мышление, выраженный творческий потенциал – все свои таланты креативный ребёнок стремится направить на создание чего-то абсолютно нового, прогрессивного, принципиально отличающегося от всего, что есть сейчас. Иначе ему не интересно! Нестандартное мышление креативного ребёнка требует особого понимания со стороны семьи и школы. Непонятый и непринятый, он может стать настоящим бунтарём. Придётся приложить усилия к тому, чтобы заинтересовать «креативщика» изучением стандартных школьных дисциплин и участием в общих процессах. Здесь стоит говорить понятным ему языком логики – «чтобы сделать что-то новое, надо знать, что есть уже». А вот по части хобби могут возникнуть сложности. Прикладные виды будут для него скучными, пульсирующий интеллект требует масштаба. Можно посоветовать дизайн, режиссуру, кулинарию, архитектуру, робототехнику.
Социальный тип
Ребёнок социального типа легко находит со всеми общий язык. С дедушкой поговорит о рыбалке, с бабушкой о пирожках, с мамой обо всём по секрету, с папой о масштабном, с соседкой о погоде, да и домашние питомцы не останутся без внимания. Без труда запомнит, когда чей день рождения, кому, сколько ложек сахара положить в чай… Всё вызывает в нём искренний интерес и отзывается деятельной активностью. Помочь, спросить, проконтролировать не составляет труда, даже наоборот – нравится. Учёба тоже даётся без особых проблем, да и отношения со всеми складываются неплохо. Хобби? Конечно, создавать что-то прекрасное вместе с друзьями! Все виды прикладного творчества, театральная студия, кружок пения, танцевальная студия. Будущая профессия может быть связана с педагогикой, медициной, благотворительностью, HR, PR и прочими направлениями, требующими воображения, энергии и эмпатии.
Лидерский тип
Прирождённый лидер так же как и ребёнок социального типа хорошо понимает других людей, но не особо спешит участвовать в их жизни. Скорее наоборот, устраивает всё так, чтобы самому оказаться в центре внимания. У таких детей есть проницательность, некоторая склонность к манипуляции и чувство юмора, помогающее им нравиться другим людям. Ребёнок лидерского типа обладает интеллектуальными и организаторскими способностями, часто руководствуется интуитивным мышлением. Процесс школьного обучения, к сожалению, не очень увлекает детей с выраженными способностями лидера. Да и учителей не слишком устраивает человек, на всё имеющий своё особое мнение, стремящийся объединить и повести за собой единомышленников. Часто совсем не в том направлении, которое предполагается общим учебно-воспитательным процессом. Сильный характер и упрямство просто необходимо направить в конструктивное русло. В положительном смысле, эти качества помогут в будущем преодолеть многие преграды и выстроить успешную личную карьеру. Чем занять лидера? Спорт – бег, плавание, единоборства, авто/мотогонки. Всё, где можно стать лидером! Музыка – гитара, саксофон, рок-вокал. Всё – где можно стать звездой! Неплохой вариант – деловые сессии, семинары, бизнес-курсы для подростков. Всё, где модно увидеть возможности для будущего лидера.
Психомоторный тип
Психомоторным типом способностей называют спортивную одарённость. Особенные физические данные, психологически устойчивый склад характера, понимание необходимости и готовность к постоянным нагрузкам. Дети-спортсмены часто имеют проблемы с освоением школьной программы. Сосредоточенность на тренировках отнимает большую часть их внимания, энергии и времени. В период активных занятий спортом вряд ли найдётся время, и для какого-то хобби. А вот оказавшись вне процесса, психомоторный тип способностей требует деятельности глубокой и масштабной. Не зря многие бывшие спортсмены становятся успешными тренерами, писателями, политиками, общественными деятелями. Свободное время ребёнка-спортсмена можно посвятить отдыху, развлечениям, изучению иностранных языков и школьных предметов.
Понимайте и поддерживайте своих детей. Помогайте им открывать свои способности и таланты.
Читайте также:
«Как найти себя и своё признание»
«Что расскажет о вашем ребёнке его любимый цвет»