Игрушки во многом определяют процессы развития интеллекта и формирования личности ребёнка. Воображение, интуиция, интеллект, любознательность, художественный вкус, творческие и прочие способности ребенка, как правило, проявляются в игре.
Ассортимент игрушек сегодня так широк, что растеряться может даже взрослый.
Специалисты классифицируют игрушки в основном по педагогическому назначению и возрасту ребёнка.
Группы педагогического назначения условно делятся по задачам развития первоначальных восприятий и двигательных активностей, знакомства с предметами и образами окружающего мира, стимулирования мыслительной деятельности, умственного и физического развития, проявления творческих способностей, формирования первоначальных и специальных навыков. По сути, все они должны помочь ребёнку почувствовать себя частью окружающего мира.
Разные возрастные группы имеют свой язык восприятия и задача игрушек правильно и вовремя «заговорить» с ребёнком об окружающем мире на понятном ему языке.
Ребёнку до 1 года необходимы яркие и простые по формам, гигиеничные и безопасные погремушки, шары, кольца. Мы учимся замечать и пробовать жизнь на вкус!
К 12 месяцам малыш открывает для себя процесс самостоятельной «вертикализации» и направленную координацию движений. Игрушки этого периода - ходунки, качалки, простые пирамидки, фигурки животных и птиц.
Возраст от 2 до 3 лет – время многоколёсных велосипедов, обручей, мячей, кубиков, первых конструкторов, музыкальных инструментов. Ребёнок активно развивается как физически, так и умственно.
Ребёнок 4- 5 лет постигает процессы моделирования действий и событий. Становятся понятны и интересны так называемые игрушки – забавы: куклы и кукольная мебель, мягкие игрушки, формочки и совочки для игр с песком, машинки, самолётики, кораблики.
Для возраста 6- 7 лет рекомендуются функциональные траспоотные и технические, сборно-разборные игрушки, игрушки с заводными механизмами, настольные игры, скакалки, обручи, мячи.
Задача игрушек «школьного возраста» - развитие интеллекта и творческих способностей. Шахматы, шашки, наборы для конструирования, компьютерные игры, фото - радио- и телеаппаратура, настольные игры, хоккей, футбол, наборы для творчества и прикладных рукоделий – всё то, что поможет ребёнку определить свой круг интересов.
Детские психологи выделяют особенные группы игрушек, помогающие социализации ребёнка.
Игрушки, призванные отреагировать агрессию. Пистолеты, автоматы, ружья и резиновые ножи, солдатики, фигурки хищников и монстров, с помощью которых ребенок может выразить гнев, враждебность и фрустрацию.
Игрушки для творческого самовыражения и демонстрации эмоций. Песок, вода, красочная палитра – всё, что не имеет структуры и по желанию ребенка может стать чем угодно, открывая собой понятие безграничности возможностей. К этой же группе относятся кубики, которые могут стать и способом и средством действия. Их можно разбрасывать и собирать, из них можно строить - все это дает ребёнку возможность почувствовать, что не существует правильного или неправильного способа игры, поэтому ребенок всегда может быть уверен в успехе. Это особенно полезно для застенчивых или замкнутых детей.
Задача родителей в условиях огромного, часто навязываемого выбора, осмыслить задачи игрушек в жизни их малыша и организовать их правильное «движение» по всему «маршруту». Конечно же, не забывая о понятиях адекватного количества и обязательного качества игрушек.